ФАМИЛИЯ «ГАШЕВЫ» - ОТКУДА ОНА И ЧТО ОЗНАЧАЕТ?


На главную<Генеалогическое древо

С.Н. Гашев

 

Меня давно интересовала этимология своей фамилии. В Интернете была озвучена такая версия: ГАШЕВ. Крестьянин д. Подвинцева нар. Чусовой Артемко Федоров сын Гашев, 1647. Е, 136; Крестьянин д. Подвинцева Илейка Артемьев сын Гашев, 1678. Б, 48. Ф. от име­ни Гаша / Гаш, неполн. к одному из календ, имен: Гарасим из Гера­сим (ГЕРАСИМОВ), Гаврила из Гавриил (ГАВРИЛОВ), Галактион (ГАЛАХТИОНОВ).

Однако, мне такое объяснение (даже и не объяснение, а трактовка!) не кажется убедительным. Не будучи ни историком, ни филологом, я все же рискну предложить несколько своих гипотез.

1. Начнем с «тюркской» версии. Мне она кажется наиболее вероятной. Если вы обращали внимание, в Средней Азии (Узбекистан, Таджикистан) и прилегающих регионах (Горная Шория, Алтай и др.), а также на Северном Кавказе и Урале, где тюрки появились чуть позже, довольно часто встречаются фамилии с корнем «гаш» (Эргашев, Кусургашев, Гашев и др.).

 «Даш», «баш», «таш» - это уже совсем другие корни и значения: отсюда фамилии Башев, Дадашев и др., а также некоторые географические названия:  Карабаш, Ташкент, Тешик-таш и др., в целом ТАШ – «камень» (Ташкент – Каменный город и т.д.), БАШ означает что-то типа – «глава», «голова» (отсюда – заимствованная в русском языке «башка», а Карабаш на Урале означает «Черная голова»), «возглавляющий» (наверно, и «башня» отсюда же?) и др.  Я пишу об этом только потому, что это косвенно подтверждает, что в тюркском языке и «гаш» может являться значимым корнем. Потому что глупо было бы объединять в одну группу слова только по общему сочетанию букв в нем, ведь понятно, что Иванов и ива, также далеки друг от друга как Гашев, гашетка и гашеная известь…

 Итак, вернемся к некоторым примерам: КУРГАШ – по башкирски "свинец" (топонимы Кургаш, Кургашлы, Кургашты обыкновенны в Башкирии), но «АГАШ» («агач» на Алтае), например, в Шории переводится как «дерево» (фамилия Кусургашев восходит к старинному шорскому прозвищу Козыр агаш - "большое, великое дерево". Переносное значение "высокий, мощный человек", "великан"). В башкирском Aghas (Священное дерево) – впрочем, тоже смысл неуловимо близкий. Однако, интересно сходство с венгерским МАГАШ - "высокий", исходя из известной гипотезы о былом пребывании венгров в Башкирии. В Пермском крае Гашевых много – эти точно моя дальняя родня (они рассыпаны и по северу Европейской части России – Костромская, Архангельская области и т.д. и по другим областям Урала). Есть книга Ю.Николаева (заместителя председателя геральдической комиссии Пермской области) "Земля Чусовская", в ней «этническая история этой земли, отдельная глава - "Чусовские фамилии из XVII века" заставит, вероятно, многих, "не ведающих кореня", обнаружить древние истоки своих фамилий. Он пишет: «Немало в области Гашевых, Долматовых, Згогуриных, Злыгостевых, Плосковых, Пьянковых, Кучумовых, Черемных... Есть, как мы все знаем, среди них люди весьма известные. А "заваривалось" все в замечательном межэтническом котле, где вместе с устюжанами, москвичами, владимирцами, калужанами, белозерцами, галичанами и так далее осваивали строгановские земли на реке Чусовой вогулы (манси), мордва, зыряне, татары, югричи». К сожалению, саму книгу я пока не нашел. Должно быть интересно. Кстати мой прадед из тех же мест (Гашев Николай Михайлович (1869-1930)), из села Ильинское - новомученик пермский, священник Ильинского Собора Пермской епархии причислен к лику святых Архиерейским Юбилейным Собором, проходившим в Москве 13-16 августа 2000 года.

Исходя из сказанного выше, можно предположить, что корни моей фамилии и «семьи» (в широком смысле) можно искать в тюрском мире. На Урал он докатился вместе с монголами Чингиз-хана с востока, а затем с ханом Узбеком из Средней Азии вторично (когда ислам подмял под себя язычников Голубой или Синей орды, дав начало Сибирскому ханству). Для тех мест, где я родился и откуда мои предки это вполне характерно и может быть правдой.

2. Ну а теперь «болгарская версия». Начнем с того, что она в конечном итоге не противоречит первой. История начинается в степях Предкавказья (от Черного до Каспийского моря), где и жили болгары (Черные болгары), захватив степные водоразделы у гуннов в V в. н.э.), соседствуя с сармато-аланами на юге (в предгорьях) и хазарами со стороны прикаспийской долины Терека. Из этого ясно, что к славянам болгары не имели родственных отношений с самого начала. Болгары не создали единого государства. Восточные, в  бассейне Кубани, - утургуры – и западные, между Доном и Дунаем, - кутургуры – враждовали между собой. В результате они стали добычей пришельцев с востока: кутургуров подчинили авары (потомки древних туранцев с Сырдарьи), а утургуров (как и хазар) – тюркюты (первые тюрки, пришедшие с северного Китая) в 558-574 гг. н.э., захватившие практически всю степь с востока до Черного моря и включившие описываемый район в состав Западно-Тюркютского каганата. Утургуры примкнули к завоевателям, а потому сохранили себе жизнь до тех пор, пока тюркюты не потерпели поражение от войск династии Тан. В 631 г. авары жестоко подавили восстание кутургуров, остатки которых объединились с утургурами. Когда же последние потерпели поражение от хазар (тех поддержала империя Тан за выступления против Тюркютского каганата), подчинивших себе Северный Кавказ, болгары разбежались: часть их ушла на Волгу, осев вблизи устья Камы (это волжкие булгары, потомками которых сейчас являются чуваши), а другая – на Балканы, за устье Дуная (а часть даже в Италию), частично ассимилировшись затем здесь с южнославянскими племенами. Эта ветвь уже в 17-19 вв. подверглась вторичному нашествию тюркютов, на этот раз с юга, из Османской империи, которая фактически покорила часть болгар (которые приняли ислам и были фактически «отюречены»), видимо, в это время и привнеся в его язык тюркские элементы.

Учитывая все это, можно предполагать и то, что в Предуралье и на Балканах истоки фамилии могут быть разными, но ведь нужно учитывать и имевшие место потом переселения народов…

О том, что фамилия Гашевы в Болгарии обычна мне впервые рассказала моя тетя (Р.С.Гашева), которая во время войны прошла там со своим полком. Кстати, если вы, проведете поиск в «аське» по нашей фамилии, то тоже убедитесь, что в Болгарии, да и в Македонии, однофамильцев немало (только связаться мне пока ни с кем не удалось). Поэтому, что означает сама фамилия, точно не скажу, предполагаю лишь, что корни в родственных языках должны быть общими. Неофициально тетя сказала, что это в переводе что-то вроде «босяк», но точно не знает. Вот такие дела…

3. Третья версия, как вы увидите, не является альтернативной – она лишь относит нас в более древние времена этногенеза (в том числе и на Урале, что меня по понятным причинам интересует).

Итак, на Южном Урале и в Предуралье живут башкиры (которые, кстати, терпеть не могут татар, а те отвечают им в этом взаимностью). Вспомним, что казанские татары являются во многом обрусевшими потомками тюрок из Золотой орды. А башкиры уверены, например, что Казань основал их Гасан-хан. Да и в самих башкирах трудно не заметить тюркские черты - как во внешности, так и в культуре (в т.ч. и в языке). И все же башкиры (башкорды, как называет себя часть их племен) отрицают свое филогенетическое родство с тюрками. Посмотрим, что они придумали в ходе «внезапного самоопределения» (я не иронизирую – все народы имеют право писать свою историю). С корнями «таш» - «камень» и «баш» - «голова, главный» все как у всех тюрок. А вот с «гаш» все не так просто… Например, как я писал выше разрешите напомнить!): «КУРГАШ» – по башкирски значит «свинец» (топонимы Кургаш, Кургашлы, Кургашты обыкновенны в Башкирии). И если вспомним, что «АГАШ» («агач» на Алтае), например, в Шории переводится как «дерево» (фамилия Кусургашев восходит к старинному шорскому прозвищу Козыр агаш – «большое, великое дерево». Переносное значение «высокий, мощный человек», «великан»), то и в башкирском Aghas (Священное дерево) – т.е. смысл почти тот же. Однако, интересно языковое внешнее сходство и различие по значению корня, например, с венгерским «МАГАШ» - «высокий», учитывая известную гипотезу о былом пребывании венгров (представителей уральской языковой семьи, позднее откочевавших на территорию Европы) в т.ч. и в Башкирии (в Венгрии, кстати, осела и часть болгар). Это сходство башкордов не вдохновило, его, и правда, можно объяснить длительным культурным сожительством на одной территории. Этим они, кстати, объясняют и наличие тюркинизмов в своем языке. Интрига возникла вокруг корня «гуш» (в Башкирии известны горы Большой Нургуш и Малый Нургуш, хребет Белягуш и др.). «Гуш» (в местном произношении, особенно во второй части сложных слов - часто «гош») башкиры довольно часто связывают со словом «кош» - «птица» (например, байгош – «неясыть», карагош – «стервятник»), тогда - белягуш – «Птица с поясницей» (лунь что-ли?), а нургуш – «Лучезарная птица» др.). Но при чем же здесь «гаш» - спросите вы… а при том, что в переводе с древнешумерского «гаш» это тоже «птица»! Имеем переход ГАШ-ГУШ-ГОШ-КОШ… Интересно, что слово «птица» в разных языках объединяет самые отдаленные (территориально) народы (например, у индейцев майя «кош» это один из видов птиц (!), правда у тюрок это «птица» вообще). Ну так вот, башкорды и ухватились за это сходство (есть у них и другие примеры, конечно). Так одно из башкирских племен – бурзяне или бурзянцы выводят свою филогенетическую линию непосредственно от индоиранцев в лице древних шумер и ассирийцев. Например, башкорды рода Бурзян возводят свою генеалогию к двум мифическим братьям Монашу и Ямашу как и ведические арии Куру и древние иранцы «АВЕСТЫ», почитавшие своими прародителями братьев Ману — Манушчихра и Яму — Йиму. Такое совпадение вполне закономерно и напрямую указывает на родство башкордов Урала со всем индоиранским миром.

Сами шумеры ничего о своем происхождении не говорят. Древнейшие космогонические фрагменты начинают историю мироздания с отдельных городов и всегда это тот город, где создавался первый известный текст (столица Лагаш – обрати внимание на корень!) или священные культовые центры шумеров (Нип пур, Эреду). Тексты начала II тысячелетия называют в качестве места зарождения жизни остров Дильму (совр. Бахрейн), но составлены они как раз в эпоху активных торгово-политических контактов с Дильмуном, поэтому в качестве исторического свидетельства их воспринимать не стоит. Куда серьезнее сведения, содержащиеся в древнейшем эпосе «Энмеркар и владыка Аратты». Здесь говорится о споре двух правителей за поселение в своем городе богини Инанны. Оба правителя в равной степени почитают Инанну, но один живет на юге Двуречья, в шумерском городе Уруке, а другой - на востоке, в стране Аратта, славящейся своими искусными мастерами. Интересно, что часть гипотез связывают это с названием горы Арарат и настаивают не только на сино-кавказском родстве шумеров, что не противоречит другим теориям, но и на том, что шумеры пришли с севера (туда, я думаю, скорее, ушли их потомки). Притом оба правителя носят шумерские имена - Энмеркар и Эн-сухкешданна. Эти факты говорят о восточном, ирано-индийском (конечно, доарийском) происхождении шумеров. Еще одно свидетельство эпоса: нип-пурский бог Нинурта, сражаясь на Иранском нагорье с некими чудищами, стремящимися узурпировать шумерский престол, называет их «дети Ана», а между тем хорошо известно, что Ан - самый почтенный и старый бог шумеров, и, стало быть, Нинурта состоит со своими противниками в родстве. Таким образом, эпические тексты позволяют определить если не сам район происхождения шумеров, то, по крайней мере, восточное, ирано-индийское направление миграции шумеров в Южное Двуречье.

Итак, башкорды – потомки шумеров (обрати внимание на сходство «корды» - «курды»). Ну а дальше история шла так. Народы двинулись на Север, прошли Кавказ и расселились в степях от Предкавказья до Приаралья, где нашли хорошие условия для обитания (здесь тогда еще не было пустынь!). Таким образом, на формирование этнического облика бурзянцев оказало влияние пребывание их сначала в иранской, а затем в тюрко-печенежской среде Приаралья, позже - в болгарской среде Приазовья и в угорской среде Южного Урала. Под собственным именем «бурджан» бурзяне упоминаются на территории от Прикаспия до Византии с конца 1-го тысячелетия н.э. до 14 в. После распада Приазовской Великой Болгарии в 9 в. бурджане мигрировали (видимо, вместе с частью болгар) на север, в Поволжье и Предуралье. Древние племенные кочевья бурзян находились в верховьях р. Ик и долине р. Демы. В 13-15 вв. бурзянцы двинулись в предгорья Южного Урала, в 16-17 вв. - в горно-лесные районы Башкортостана, а большая часть племени переселилась в верховья Сакмары и в Зауралье. В 17-18 вв. началось обратное движение бурзянцев на юг и запад. Часть племени заняла территорию в бассейне рр. Большой и Малый Ик, Юшатырь, другая часть - в долине Демы, в бассейне рр. Ток, Большой и Малый Уран и далее на запад, а остальные - в долинах рр. Большой Иргиз, Каралык и Камелик. В конце 18-19 в. бурзянцы смешались с кыпчаками и другими юго-восточными башкирами (часть которых была более отюречена), а также с казахами и каракалпаками. Вцелом, переселенческое движение земледельческих народов Волго-Камья способствовало проникновению в среду бурзян тюркско-финского компонента.

Вот такая вот непростая история… было бы интересно получить отклик специалистов или, по-крайней мере, лиц знающих что-то об этом еще.

 

 

 

 



Hosted by uCoz